воскресенье, 22 июля 2012 г.

Бюджетный учет


1-5. Участники бюджетного процесса. Казенные. Бюджетные. Автономные.
Бюджет. учёт предст-ет собой упоряд-ую сис-му сбора, регис-и и обобщ-ия инф-и в ден выр-ии о сост-ии активов и обяз-в РФ, субъе-в РФ и органов мест. самоупр-ия, а также опер приводящих к измен-ю активов и обязат-в.
Бюдж учет ведется в учреждениях деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.
Бюджетные учреждения – создаются в любой сфере в рамках определенного гос заказа, имеют право оказывать платные услуги и самостоятельно распоряжаться полученным доходом.
Автономные учреждения – в сфере образования, здравоохранения, спорта, культуры, соц защиты и занятости, финансируются из бюджета в рамках гос заказа.
Казенные учреждения – воинские подразделения, учрежд исполнения наказаний, спец учр для несовершеннолетних, МВД, ФСБ, МЧС, псих больницы, деятельность финансируется из бюджета в пределах установленных смет.

5. Понятие бюджетного учета, объекты, субъекты, правила ведения.
Бюджет. учёт предст-ет собой упоряд-ую сис-му сбора, регис-и и обобщ-ия инф-и в ден выр-ии о сост-ии активов и обяз-в РФ, субъе-в РФ и органов мест. самоупр-ия, а также опер приводящих к измен-ю активов и обязат-в.
Объекты бюд.учёта:
1.Нефинансовые активы-имущ-ва со сроком испол-ия более 1г., МЗ, прир ресурсы.
2.Финансовые активы-ден.ср-ва, ср-ва ожид-ые к получ-ию, фин.вложения.
3.Обязательства-долги бюдж  учрежд  перед  др орган-ми, раб-ми, поставщиками и др уча-ми бюд. процесса
4.Финансовый результат-разница м/у дох-ми и рас-ми, в деят которая финанс из бюджета может быть представлен только расходами.
Бюдж. учет ведут все участники бюдж.процесса,которые называются субъектами бюдж. учета:
1 мин-во финансов РФ – занимается составлением проекта гос.бюджета, а так же осущ. контроль за исполнением гос.бюджета и своевременностью поступления доходов и осущ. расхлдов.
2 органы организующие исполнение бюджета(фин.органы) – осущ. контроль за полнотой формирования доходной части бюджета
3 органы осущ. кассовое обслуживание исполнения бюджета(органы фед.казначейства) – осущ. контроль за целевой направленностью и кол-ом расходуемых ср-в, а так же осущ. распределение поступивших доходов по определённым направлениям затрат гос-ом
4 главный распорядитель бюдж. ср-в – это орган гос.власти, а так же наиболее значимые учр-я науки, образования, культуры, здравоохранения и ср-в массовой инф-и, имеющая право распределять ср-ва фед. бюджета по подведомственным им учр-ям
5 распорядитель бюдж.ср-в – это орган гос.власти субъектов РФ или орган местного самоуправ-я. Имеют право распределять полученные ср-ва по подведомственным им получателям.
6 получатель бюдж.ср-в – это бюдж. учр-е, имеющее право на получение и расходование бюдж. ср-в.
Принципы ведения бюдж учета – путем двойной записи, по методу начисления (опер отражаются по мере их совершения), все опер оформл унифицированными формами, имущество явл собственностью учреждения должно учитываться отдельно от другого имущества, все хоз операции систематизируются в хронологическом порядке, бюдж уч ведется в соответствии с единой учетной политикой, каждое учрежд разрабатывает внутр учетную политику с указанием рабочего плана счетов, порядка проведения инвентаризации, типовой корресп счетов, порядок внутреннего контроля.
Нормативные документы – БК РФ, ФЗ «О бух учете», единый план счетов бюдж уч, акты Минфин, пр-ва, Центробанка.

6. Структура номера счета
Все счета делятся на балансовые и забалансовые (учет имущества не принадлежащих учреждению, имущество наход во врем распоряжении или на правах оперативного управления).
Полный номер балансового счёта состоит из 26 разрядов. С 1 по 17 разряды представляют код доходов или расходов бюдж.учр-я, кот. показывает откуда, для чего, зачем были израсходованы или получены ср-ва.. Данный код определяется в соответствии с ФЗ о бюдж. классиф-и. В практической деят-ти полный 26-значный номер счёта используется лишь для составления отчётности, все текущие операции оформляются при помощи сокращённых 9-значных счетов.
(18 разряд).  код вида деят-ти, кот. показывает за счёт каких источников финансируется данная операция. 1-операция финансируется за счёт бюдж. ср-в; 2-операция финансируется за счёт ср-в, полученных от предпр-ой деят-ти(внебюдж. ср-в); 3- -//- ср-в находящихся во временном распоряжении, 4 – за счет средств субсидий на выполнение гос заказа, 5 – за счет бюджетных ассигнований и субсидий полученных на др цели.
(19-21) - это номер синтетического счёта, он определяется по плану счетов.
(22-23) - номер аналитического счёта, кот. определяется по плану счетов внутри выбранного синтетич. сч.
(23-26) код экономической классиф-и доходов и расходов, кот. определяет содержание хоз-ой операции и показывает что произошло с данным объектом учёта.

7. Понятие ОС. Перв ст-ть, синт и анал учет ОС.
ОС – это мат-ые объекты, используемые в деят-ти бюдж. учр. со сроком эксплуатации более 12мес. независимо от их ст-ти.
Учёт ОС ведётся  по первонач. ст-ти, кот. включает в себя все затраты связанные с приобретением, стр-ом, изготовлением ОС и доведением их до эксплуатации. Кроме этого если ОС приобретаются за счёт бюдж. источников, то в первонач. ст-ть дополнительно включаются суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками.  Ед. учёта ОС явл-ся инвентарный объект со всеми механизмами и приспособлениями. Каждый объект должен быть закреплён за МОЛ и объектом, ст-ть кот. превышает 3000руб. обязательно присваивается порядковый инвентарный номер.
Синтетический учёт ОС ведётся на счёте 101 «ОС» - сч. А, инвентарный, Сдовый. Сдо по сч. показывает остаток ОС по первонач. ст-ти на начало и конец периода. По Дт отражается поступление ОС и увеличение их ст-ти в рез-те переоценки. По Кт сч. отражается выбытие или списание ОС и уменьшение их ст-ти в рез-те переоценки.
Аналитический учёт ОС ведётся в инвентарных карточках, кот. заводятся либо на отдельный объект, либо на группу однородных объектов.

8. Учет поступления ОС.
ОС могут поступать в рез-те покупки,строительства и в виде излишков выявленных в ходе инвентаризации. Поступл ОС офор-ся док-ми:акт о приемке передачи объекта ОС, зданий сооруж. При поступл ОС в бух.учете фор-ся их Sпер для этого испол счет 106 01.
По Дт собираются все затраты связ с приобрет. По заверш процесса изготов все затраты учит по Дт 106 01 суммируются и списыв на сч 101.При безвозм получ  ОС объекты оцен по рыноч ст-ти.
101.хх.310 106.01.410 – введено в эксплуатацию ОС по перв стоимости.
101.хх.310 401.10.108 – оприходов излишки выявл при инвентаризации.

9. Учет выбытия ОС.
ОС не явл собственностью учреждений их выбытие возможно только с разрешения учредителя. Выбытие ОС происх в рез-те выдачи в эксплуатацию ОС в ст-ти до 3000, продажи, износа, хищений.
Списана сумма начисл аморт: 104,хх,410 101,хх,410
Списана ост ст-ть: 401,10,172 101,хх,410
Отражена продажная ст-ть: 205,хх,560 401,10,172
Начисл НДС с продаж ст-ти: 401,10,172 303,04,730
Отраж ст-ть рекламных услуг: 401,10,172 302,26,730
ЗП при ликвидации: 401,10,172 302,11,730
Отчисления: 401,10,172 303,хх,730
Определен фин рез от продажи: прибыль 401,10,172 401,30,172

10. Учет амортизации ОС.
аморт начис с целью опред изнош ОС. Начисл отдельно по каждому объекту в течение всего СПИ.
По объектам до 3000 руб не начисл и их стоимость списывается с баланса при выдаче в эксплуатацию.
От 3000 до 40000 начисл однократно в размере 100% в след месяце после выдачи в эксплуатацию.
По объектам библиотечного фонда независимо от ст-ти в размере 100% при выдаче в эксплуатац.
Больше 40000 ежемесячно линейным способом.
Амот вед на счете 104 по Кт отраж начис аморт за отч период по Дт спис сумм амотр. при выбытии объекта ОС.
Начисл аморт по ОС исп в тек деят: 401.20.270 104.хх.410.
Начисл аморт по ОС исп в пр-ве продукции, оказан услуг: 109.хх.270 104.хх.410
Списана сумма аморт при выбытии ОС: 104.хх.410 101.хх.410

11. Учет поступления мат запасов.
К МЗ в бюджетном учреждении относят:
-предметы используемые в дея-ти учреждения менее 12 месяцев независимо от стоимости;
-предметы используемые в дея-ти учреждения более 12 месяцев, но не относящиеся к ОС;
-готовая продукция, товары для перепродажи.
Принятие к учету МЗ производится по факт ст-ти которая включает в себя все затраты связанные с приобретением, изготовлением и доставкой материалов. Если МЗ поступают в рамках одного заключенного договора, то их факт стоимость формируется на счете 105 и материалы сразу приняты к учету. Счет 105 – А, сальдовый, инвентарный. Сальдо пок остаток МЗ по факт ст-ти. По дт поступление, по кт расходование МЗ. Анал учет ведется мат ответств лицами в карточках количественно-суммового учета.
Поступл от пост в рамках одного договора: 105,хх,340 302,34,730
Если в рамках нескольких договоров, то их факт ст-ть формируется на счете 106.34.
По дт собир все расх связ с приобр, при оприходовании мз счет 106,34 закрывается проводкой: 105,хх,340 106,34,440 (оприход мз по факт ст-ти приобр в рамках неск закл дог-ов).
При безвозмездном получ и при оприходов излишков выявл при инвентаризации необх определ тек рыночную ст-ть:
105,хх,340 401,10,180

12. Учет выбытия и расходования мат запасов.
Расходование МЗ происходит в рез-те отпуска на нужды бюдж учрежд в рез-те продажи излишних материалов и в рез-те списания недостач выявленных при инвентаризации.
Расходование МЗ оформляется след док-ми:
-ведомость выдачи МЗ на нужды учрежд;
-путевой лист для списания ГСМ;
-акт на списание материальных ценностей.
Расходование осуществляется по средней цене, кот определ исходя из ст-ти остатка МЗ на начало месяца и ст-ти пост МЗ в течение мес.
401,20,227 105,хх,440 – списание мз на тек нужды.
109,хх,227 105,хх,440 – использование мз для пр-ва ПРУ.
При выявл недостачи оценив рыночная ст-ть и списыв на вин лицо:
401,10,172 105,хх,440 – списана баланс ст-ть выявленной недостачи.
209,74,560 401,10,172 – списание недостачи матер ценностей на виновное лицо.
401,20,227 105,хх,440 – недостача в пределах норм естественной убыли.

13. Учет денежных средств в кассе учреждения.
Порядок ведения касс опер регламентир положение о порядке ведения утвержденным ЦБ РФ. Кол-во ден ср в кассе на конец дня не должно превышать лимита сумма которого опред органами фед казначейства.
Для получ денег в кассу учрежд накануне составл заявку в органы фед казначейства в кот указывает требуемую сумму и назначение расходов в фед казначействе сверяют требуемые суммы с наличием финансирования. При наличии финансирования ден ср-ва списываются с л\с учреждения. Одновременно с этим казнач передает распоряжение в расчетно кассовый центр о выдаче требуемой суммы. На след день учреждение заполняет чек на основании кот получает ден ср-ва. Временную разницу необходимо учитывать на счете 210.03 – расчеты по операциям с наличными ден ср-ми. По дт списание ден ср-в с л\с а также передача ден ср-в из кассы на л\с. По кт получение и зачисл наличных ден ср-в на л\с.
Учет кассовых операций ведется на счете 201 04 «Касса»
Счет активный, сальдовый, денежный. Сальдо показывает остаток денежных средств в кассе. По Дт отражается поступление ден средств в кассу. По Кт выбытие ден ср-в из кассы.
Проводки:
Подача касс заявки в казначейство:
210,03,560 304,05,ххх (201,11,610 201,21,610)
Получение наличных:
201,34,510 210,03,660
Получение выручки за ПРУ: 201,34,510 205,хх,660
Возврат неисп подотчетных сумм: 201,34,510 208,хх,660
Выдача в подотчет: 208,хх,560 201,34,610
Погашение кредит задолж: 302,хх,830 201,34,610
Сдача сверхлимитной суммы в банк: 210,03,560 201,34,610
Выдача ЗП: 301,11,830 201,34,610

14. Учет денежных средств на лицевых счетах.
Учет денежных средств на счетах в банке.
Бюдж.учреждения могут открывать счета в банке в 2х случаях:
1.Для учета ср-в, полученных от предпринимательской или иной приносящей  деят-ти.
2.Может открываться теми учреждениями, кот-е не обслуживаются в органах фед.казначейства..
Для учета ден-х ср-в на банковских счетах исп-ся счет 201,11 «ден.ср-ва», счет активный, денеж, сальдовый.
Сальдо показывает остаток ден-х ср-в на счете. По Дту отраж-ся поступление ден-х ср-в на счет. По Кту списание ден-х ср-в со счета.
Проводки:
Зачисление деб задолж: 201,11(21),510(304,05,ххх) 205,хх,560
Сдача ден ср-в из кассы: 201,11(21),510(304,05,ххх) 210,03,660
Погашение кредит задолж: 302хх830(303хх830,304хх830) 201,11(21),510(304,05,ххх)
Списание на основании касс заявки: 210,03,560 201,11(21),510(304,05,ххх)

15. Учет расчетов с подотчетными лицами.
В бюдж.учр-ях в подотчет ден. ср-ва выдаются в след. случаях:
1Для закупки мат-х ценностей
2В виде авансов на командировки
3Для оплаты работ и услуг сторонних орг-ции
Для получения ден-х ср-в в подотчет подотчетное лицо пишет заявление в кот. указывается необходимая сумма и назначение аванса. Это заявление подписывается руководителем и передается в бухгалтерию, где на заявлении ставится отметка об отсутствии задолж по предыдущим авансам. Об израсходованных подотч. суммах подотч. лицо отчитывается в виде авансового отчета, к кот. прилагаются все док-ты, подтверждающие расход ден. ср-в.
Учет расчетов с под.лицами ведется на счете 208 «Расчеты с подотчетными лицами»
Счет акт-пасс, сальдовый.
Дт сальдо показ. сумму зад-ти под. лица по выданным авансам. Кт сальдо показ сумму зад-ти учреждения перед под. лицом по невозвращенным суммам.
По дт отраж выдача сумм в под., по кт расходование подотч сумм и возврат неисп авансов.
Дх208хх560 Кх201,34,610 выдано с кассы в подотч.
Дх 208хх560 Кх201,21,560 перечислено с банковского счета подотч. лицу.
Дх302хх830 Кх208хх660 оплата услуг стор. орг. под.л.
Дх40101ххх Кх208хх660 отражены командировочные расхоы
Дх20134510 Кх208хх660 возврат неисп. под сумм
Дх30201830 Кх208хх660 удержание из з\пл невозвращ под сумм.

16. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Поставщики и подрядчики явл. любые сторонние орг.,осуществ.поставку материальных ценностей или выполняющие какие – либо услуги или работы. Учет ведется на счете 302.К данному счету открываются отдельные аналитические счета, предназначенные для учета различных видов КЗ(счета с 302 04 по 302 22).Все эти счета пассивные,сальдо показывает сумму зад-ти бюджетного учреждения перед поставщиками и подрядчиками. По Кт – увеличение зад-ти .По Дт – погашение зад-ти.
Задолж перед поставщ работ и услуг включ в состав расходов текущего периода или относится на себест произведенной продукции. Если работы и усл финанс за счет бюдж ср-в, то НДС не отражается отдельной проводкой и включается в состав расходов.
Получен счет от поставщика: 401,20,ххх 302,хх730
Получен счет от поставщика относимый на себест прод: 109,хх,ххх 302,хх,730 + проводка на НДС: 210,01,560 302,хх,730

17. Учет расчетов по выданным авансам.
В некоторых случаях расчеты с поставщиками ведутся по предварительной оплате путем выданных авансов. Размеры авансов:
1.100% от суммы договора - на оплату услуг связи , при подписки на периодические издания, при оплате обучения на курсах, при приобретении путевок на санаторно-курортное лечение, проездные док-ты.
2. не более 30% от общей стоимости договора – во всех остальных случаях.
Учет ведется на счете 206 .Счет активный, сальдовый, расчетный. Сальдо показывает  общую сумму авансов выданных поставщикам и подрядчикам. По Д  - выдача авансов. По К  - зачет ранее выданных авансов. После исполнения поставщиками своих обязательств либо возврат аванса, либо его зачет.
1.Д х 206 хх 560 К х 201 х1 610 – перечислен аванс поставщику.
2.Д х 206 хх 560 к х 304 05 ххх - перечислен аванс поставщику через лицевой счет в органах федерального казначейства (казенные учрежд)
3.Д х 302 хх 830 к х 206 хх 660 – зачет ранее выданных авансов, либо уменьшение КЗ на сумму ране выданных авансов.

18. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.
ЗП определ в соотв с трудовым договором:
1.Базовая часть – опред.исходя из отработанного времени и установл. тарифных ставок, оклада.
2.Компенсационная часть – складывается из различных надбавок и доплат за особые условия труда, СК, РК, ночное время, выходн и праздн дни, за вредность, секретность, за совм профессий.
3.Стимулирующая часть – премии, размер стимулир фонда 30% от ФОТ.
Для учета  использ.след.счета:
302 11 – учитывается з/пл начислен.за фактич.отработаное время.
302 12 – ведется учет компенсац.выплат, выплат за неотраб.время и суточных.
302 13 - пособия
303 01 – НДФЛ
304 02 – учет депонированной з/пл
304 03 – расчет по удержаниям з/пл (все удержания кроме НДФЛ).
Все эти счета явл.пассивными, сальдо показ.сумму непогаш.задолж. По К – увеличение зад-ти. По Д- погашении зад.
Ставки НДФЛ
1ст. 35%.
-при получ выигрыш и призов в ходе рекламных мероприятий, в части превыш норматива.
-при получ мат выгоды в виде экономии на % (за исключ кредитов, взятых на приобрет жилья)
-при получ доходов по вкладам в банках в части превыш нормат
-при получ страх выплат по договорам добровольного страх в части превыш норматива.
2 ст 30%. В отнош доходов, получ не резид РФ
3ст. 9% Прим в отнош дивидендов.
4ст. 13% прим в отнош всех остальных доходов
Начисл ЗП: 401 20 211 (109 хх 211) 302 11 730
Начисл взносов во внеб фонды: 401 20 211 (109 хх 211) 303хх730
Удержание НДФЛ: 302 11 830 303 01 730

19. Учет расчетов по платежам в бюджет
Налог на имущество, транспортный, земельный, во внебюдж фонды, госпошлины, НДС, на прибыль.
Учет на счете 303. Сальдо – пока сумму задолженности по налогам и сборам. По кт начисление налогов, по дт – уплата, а также уменьшение начисленных налогов за счет вычетов.
Начисление налогов (земельн, трансп, пошлины): 401 20 290 303хх730 (бюдж деят)
Либо 109хх290 303хх730 (внебюдж деят).
Начисл НДС с выручки (с доходов): 401 10ххх 303 04 730
НДС по приобрет мат ценностям, работам, услугам (вычет): 210 01 560 302хх730
Зачет НДС: 303 04 830 210 01 660
Начисл налог на прибыль: 401 10 ххх 303 03 730
Уплата налогов: 303хх830 201 х1 610 (304 05 ххх)

20. Учет фин рез от текущей деятельности.
Фин.рез.-разн. между дох.и расх. бюд.учр. Формируется отдельно по бюд.и внеб. деят-ти на сч.401, кот. условно/ на 2 части:
дох.401.10. По Кт увелич.дох, а по Дт-уменьш.дох.
расх.401.20. По дт увелич, по кт уменьш.
В течение фин года на этих счетах собираются все операции связанные с формированием фин рез в конце года эти счета закрываются путем перенесения итоговых оборотов по каждому аналит счету на фин рез прошлых лет на счет 401.30.
Закрытие счета доходов: 401 10 ххх 401 30 ххх
Закрытие счета расходов: 401 30 ххх 104 20 ххх
Учет доходов. Доходы учитыв на 401.10:
1) от собственности, по ЦБ, от сдачи в аренду (120)
2) от оказания платных услуг (130)
3) от переоценки активов (171)
4) от реализации активов (172)
5) от операций с активами (173)
6) прочие доходы (180)
Учет расходов:
1) связанных с основн деят – финансируются из бюджета в соотв со сметой (казенные) либо в соотв с гос заказом (бюдж, автономные). Учитываются на счете 401.20 в разрере аналит счетов по видам расходов.
По окончании года все расх учтенные по дт каждого счета суммируются и общей суммой списываются на фин рез прошлых лет 401.20. На конец года закрывается и в балансе не отражается.
401 30 ххх 401 20 ххх

21. Учет фин рез от внебюджетной деятельности.
Фин результат от внебюдж деят-ти формир из операций, связанных с реализацией продукции, работ, услуг, операций связанных с продажей имущ-ва и операций связ со сдачей имущ-ва в аренду.
Расх связ с внебюдж деят группируют по видам продукции, работ, услуг на каждый вид ПРУ составляется калькуляция по статьям расходов. Все затраты собираются отдельно по ДТ 109 – затраты на изготовление.
Учреждение может открывать субсчета к с 109 счету. По окончании процесса пр-ва все расходы учтенные по 109 счету суммируются и таким образом опред себест ПРУ.
Готовая продукция приходуется по факт себест: 105 37 340 109 60 ххх.
Себест сразу списывается на уменьшение доходов от реализации: 401 10 130 109 60 ххх

Комментариев нет:

Отправить комментарий