четверг, 26 июля 2012 г.

Налоговый учет, часть 2


1) Налоговый учет: понятие, сущность, задачи
Налог.учет- это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу, на основе данных первичных док-ов, сгруппированных в соответств с порядком предусмотренным НК.
Цели – формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения, обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильности исчисления, а также полной и своевременной уплаты налога на прибыль, порядок ведения устанавливается в учетной политике утвержденной приказом директора.
Налоговый период для определ налога на прибыль – календарный год, отчетный период – 1 кв, полугодие, 9 мес. Нарастающим итогом.
Задачи – определение доходов и расходов согласно требованиям НУ, расчет НБ, группировка показателей для заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль.
Доходы-расходы=прибыль->расчет НБ->декларация.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно.
Н/у отражает:
1.Порядок формирования сумм доходов и расходов
2.Суммы остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в след. налоговых периодах.
3.Порядок формирования сумм создаваемых резервов.
4. суммы задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль

2) Отличительные черты между н/у и б/у
Если сравнить 2 понятия, то следует, что н/у не берет на себя функции сбора и регистрации информации о фактах хоз-ой деят-ти. Эти операции остаются в ведении Б/У. А вот последующая обработка собранной информации в целях исчисления НБ и есть предмет налог.учета.
БУ:
Цель - обесп форм полной и дост инф о деят орг её имущ полож для контр за целесооб хоз опер, мат рес, фин рес.
Пользователи – администрация, акционеры, банки органы статистики, покупатели, поставщики.
Документирование – учет осуществл на типовых униф формах или бланках Мин Фин.
НУ:
Цель - обесп форм полной и достов инф инф о порядке учета в целях налогооб хоз опер для контр за правил исчисл,переч налога в бюджет.
Пользователи – администрация, учредители, налог органы.
Документирование - анал регистры разраб налогоплат самост и утверж приказом директора в учет политике.

3)Аналитические регистры налогового учета
Это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями налог, учета.
Они систематизируют и накапливают инф-цию, кот содержит данные для Н/У в первичных документах.
Данные Н/У- данные. кот. учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных док-х. Формирование данных Н/У предполагает непрерывность отражения в хронологич. порядке объектов учета для целей налогооблож.
Формы аналитич. регистров разрабатываются налогоплательщиком самостоят. и утверждаются приказом об учетной политике.
Анал.регистры должны содержать след. реквизиты:
1. Наименование регистра
2. Период(дата составления)
3. Измерители операции в ден. выражении
4. Наименование хоз-ой операции
5. Подпись лица ответственного за составление указанных регистров.
Регистры Н/У ведутся в виде спец-х форм на бумажных носителях или в электр.виде. За правильностью отражения хоз-ых операции в регистрах Н/У следят те, кто их составил и подписал, если в рег-ре обнаружатся ошибки исправлять их вправе только ответственное лицо, причем исправление должно быть заверено подписью с указанием даты и письменным обоснованием.

4) Формирование учетной политики для целей налогообложения
Учет политика – сов-ть способов ведения НУ орг-ции имеющая методические и организационные технологич составляющие и элементы методики начисления налогов. Учет политику ор-ция может составить и утвердить отдельным приказом для целей налогообл, а также одним приказом где один раздел учет. полит для целей БУ, а второй для целей налогооблож.
Учетная политики применяется с даты создания до даты ликвидации предприятия.
Учетная политика может быть изменена при изменении методов учета или при изменении законодательства о налогах и сборах.

5) Элементы и вариантность налоговой политики
Утвержд уч политику орг применяет с даты её созд и до даты ликвид. Поскольку примен принцип последоват, принимать уч политику каж год не нужно.
В то же время закон допуск случаи,где уч пол мб изменена:
1)изм примен методов
2)измен зак-ва о налогах и сборах
В первом случае изм примен с начала нового нал периода
Во втором с момента вступления в силу поправок в нал зак-ве.
6) Порядок определения доходов от реализации ТРУ
В НУ 2 метода признания доходов:
Метод начисления - дох-ды приз в том отчет периоде в котором они имели место,независимо от факт.поступления денеж.ср-в. Доходы которые относ к нескол отчет периодам, налогоплат распред самостоя,с учетом принципа равномерности.
Касссовый метод,если в сред за пред 4квар сумма выруч без учет НДС не превыс 1млн.руб за каждый квартал. Доходы приз в день поступл ср-в на счета в банках в кассу, поступ иного им-ва или имущ-ых прав, а также погашение зад-ти перед налогоплательщиками.
Доходы разделяются на внереализационные и на доходы от реализации ТРУ.
Доходы определяются на основании первичных документов, договоров и др документов подтверждающих получение дохода.
Доходы от реализации — выручка от реализации собственных ТРУ, покупных товаров, имущества, ценных бумаг.

7) Порядок учета внереализационных доходов
Внереал доходы — от операций с инструментами срочных сделок, иные доходы (% по займам, штрафы, пени, неустойки).
-Безвозмездно полученное им-во (работы, услуги), дата подписания акта приёмки-передачи им-ва (акт приёмки-сдачи работ, услуг).
-Мат-лы и иное им-во, полученные при ликвидации выводимого из эксплуатации амортизируемого им-ва, дата составления акта ликвидации амортизируемого им-ва (акт ликвидации).
-Доходы в виде положительной курсовой разницы, последний день текущего месяца(справка бухгалтера).
-Доходы прошлых лет, дата выявления дохода, либо его получение, либо обнаружение д-та, подтверждающего доход (справка бухгалтера).
-Дивиденды от долевого участия в деят-ти др орг-ий, дата поступления ден. ср-в на расч. сч. или в кассу (выписка банка, ПКО).
-Доходы от сдачи им-ва в аренду, дата расчётов по договору или дата предъявления расч. д-ов, либо последний день отчётного (налогового) периода.
-Штрафы, пени, иные санкции за нарушение условий договорных обяз-в, дата признания должником, либо дата вступления в силу решения суда.

8) Классификация и группировка расходов (по составу, эк элем, способам принятия)
Расходы — обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Классификация расходов
1. В зав-ти от хар-ра расходов, условий их осуществлений, а так же от направлений деят-ти налогоплательщика расходы подразделяются:
А) расходы связанные с пр-ом и реал-ей
Б) внереализационные расходы
2. По способам и правилам принятия в кач-ве расходов подразделяют:
А)Прямые (мат-ые затраты на приобретение сырья, мат-ов, комплектующие изделия, подвергающиеся монтажу, полуфабрикаты, расходы на оплату труда работникам, участвующим в процессе пр-ва и отчисления на соц нужды, суммы начисленной аморт по ОС используемым при пр-ве ТРУ, транспортные расх связанные с доставкой)
Б)Косвенные (все прочие не относящиеся к прямым, аморт-я по НМА и ОС, не используемые при пр-ве прод-и)
3. По экономическим эл-ам расходы подразделяются по 4 статьям:
А) мат-ые расходы (затраты на сырье, мат-ы, комплектующие, полуфабрикаты, расх связ с технологич процессом – Эл\эн, отопление, водоснабжение)
Б) расходы на оплату труда (любые начисления в ден. и натур. форме, премии, единоврем. поощрения, надбавки, компенсации связ с режимом работы или условиями труда, выплаты по договором долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенс страх не более 12% от ФОТ)
Не относятся: мат-ая помощь сотрудникам; премии, связанные не с производственным показателем (к юбилею)
В) суммы начисленной амортизации
Г) прочие расходы (взносы на соц страхование, командировочные, реклама)

9) Классификация расходов по экон. элементам(материальные расходы, расходы на оплату труда)
Материальные расходы:
1.Затраты на приобретение сырья и материалов
2.На приобретение инструментов, спец.одежды или иного имущества не являющего амортизационным (служит более 12 мес и стоимостью больше 40000 руб)
3.Комплектующие изделия
4.на приобретение топлива, воды, эл/эн всех видов ,на технологические цели
5.расходы,связанные с содержанием и эксплуатацией ОС
Расходы по оплате труда:
- любые начисления в денежной и натуральной формы
- Премии, единовременные поощрения и надбавки
- компенсационные начисления
- сумма платежей работодателей по договорам обязательного и добровольного страхования, заключающих в пользу работников
Не относят к расходам на оплату труда - материальная помощь сотрудникам, премии связанные с непроизводств. показателями (к юбилею)

10) Классификация прочих расходов
Подразделяются на группы:
1.Расходы принимаемые для целей налогообложения по факту:
- расходы на содержание служебного транспорта
- почтовые, телефонные расходы, расходы на Интернет
- консультации
2. Расходы принимаемые для целей налогообложения в пределах установленного норматива:
-представительские
-расходы на рекламу
- %по кредиту
Налоговый учет на добровольное мед.страхование раб.
Включаются в состав расходоа для целей налогообложения в размере не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда. Порядок признания в налог.учете расходов по страхованию зависит от того как осуществляется уплата страховых взносов. Если уплата осуществ.разовым платежом, то по договорам,заключившимна срок более 1го отчетного периода – расходы признаются пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

11) Понятие амортизируемого имущества
Аморт имуществом – признается им-во стоимость которого погашается путем начисления амортизации. К аморт им-ву относятся им-ва со СПИ свыше 12 месяцев и ПС больше 40000 руб. Им-во должно быть использовано для извлечения дохода налогоплательщика.
Не считается аморт. им-ом:
-ОС бюджетных орг-ий
-ОС приобретенное за счет средств целевого финансирования.
Согласно ст 256 НК из состава аморт им-ва исключаются ОС:
-переданные по решению руководства на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев
-находящиеся по решению руководства на реконструкцию и модернизацию продолжительностью свыше 17 месяцев.
Амортиз имущество распределяется по группам в соотв с СПИ.
СПИ – период в течение которого ОС и НМА служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика. СПИ определ налогоплат самостоятельно с учетом классификации утвержденной правительством РФ. Определ СПИ НМА производится исходя из срока действия патента, свидетельства. Если не возможно определить, то СПИ ставят равным 10 годам, но не более срока деятельности налогоплат.

12) Особенности ведения НУ ОС
ОС - это часть им-ва используемого в качестве ср-в труда для производства и реализации пр-ии и для управления орг-ии.
Первнач стоимость ОС определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, доставку и доведение до состояния в котором оно пригодно для использования за исключением НДС и акцизов.
Общие принципы формирования перв стоим ОС в НУ и БУ во многом схожи, но применение одинаковых методов оценки не всегда возможны, что приводит к возникновению неустранимых различий м/у данными БУ и НУ.
В НУ в первнач стоим ОС не включаются:
-% по заемным ср-м
-не включаются расходы по страхованию им-ва
-не входят суммовые разницы если оплата ОС производится в рублях, а цена договора купли – продажи ОС привязана к валютному эквиваленту.
Изменение первнач стоим ОС в рез-те переоценки в НУ не признаётся для целей налогообложения.
ОС права на которые подлежат гос регистрации в состав аморт им-ва включается с момента документального подтверждения факта подачи док-ов на регистрацию.

13) Налоговый учет НМА
НМА признается приобретенный или созданный налогоплательщиком результат интеллектуальной деятельности и иные обьекты интеллектуальной собств использ в производстве продукции или для управл нужд орг-ции в течении длит времени.
Для признания НМА необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономич выгоды, наличие надлежаще оформл док-тов, подтвержд. сущ самого НМА или исключ право на рез-ты интеллектуальной деятельности (в т.ч патенты, свидетельства, договор уступки патента, товарного знака)
В налоговом учете к НМА относятся.
1Владения ноу-хау
2Владение секретной формулой и процессом
3Лицензия на право пользования недрами, заключенная по результатам конкурса.
В бух учете указанные виды к НМА не относятся. Первоначальная ст-ть НМА опред как сумма расходов на их приобретение (создания) и доведение их до состояния в котором они пригодны для использования за исключ НДС и акцизов.
1. Приобретение НМА за плату суммы расх на приобретение и доведение и т.д, но не включ суммы уплач орг-иям за информ и консульт услуги, связ с приобрет, а так же вознагражд уплач посреднической орг-ией., так же не включ % по заемным средствам и суммовые разницы
2Создание НМА собств силами налогоплательщика включ расх:материальные расх, расходы на оплату труда, услуги сторонних орг-ций.
В отличие от бух учета не формир первонач ст-ть суммы отчисления на соц нужды по объектам создаваемыми собств силами, а также взносы на обязат соц. страх от несчастных случаев на произ-во. Организация устанавл срок полезного использования исходя из срока действия патента, свидетельства объекта интеллектуальной собственности в соответствии с законод РФ. По НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования обьекта в расчете на срок равный 10 годам, не более срока деятельности орг-ции (в бух учете 20 лет).

14) Методы и порядок расчета сумм амортизации для целей НУ
Амортизируемое имущество расперделяется по амортиз группам в соотв с СПИ.
СПИ-это период в течение которого ОС и НМА служат для выполнения деят-ти налогоплат и опред им самост.
Определение СПИ НМА производится из срока действия патента, свид и др обьектов интеллект собственности.
Если не возвожно опред СПИ НМА нормы амортиз устанавл в расчете на СПИ равный 10 годам, но не более срока дея-ти орг-ции. Амортиз имущество объед в амортиз группы.
Налогоплат выбирает один из способов начисл амортиз:
-линейный
-нелинейный
Измен метода начисл амортиз допуск в начале очередного налогового периода. Перейти с линейного на нелинейный можно не чаще 1 раза в 5 лет. Начисл амортиз по объектам амортиз имущ-ва начисл с первого числа след за мес в кот объект был введен в эксплуатацию.
Формула расчета амортзз при лин методе.
К=(1/n)*100%
К-норма амортиз в % к первонач стоим объекта
n-срок ПИ в месяцах
Начисл ам прекращ с 1 числа мес след за месяц, когда произ полное спис стои-ти объекта.
При не линейном методе для каждой амортиз группы определ суммарный баланс, кот рассчит как суммарная ст-ть всех объектов объект амортиз иму-ва относ к данной ам группе. Суммарный баланс опред без учета объектов, по кот начисл ам лин методом. Сумм бал каждой аморт группы ежемесячно уменьшается на сумму начисл аморт. Аморт определ на 1 число месяц а для которого считается сумма АО. 
Формула расч амортиз:
А=В*(К\100)
А-сумма нач за месяц ам по соотв аморт группе
В-сум баланс
К-норма амортиз
Амортизационная премия – возможность уменьшать налоговые платежи в текущем периоде.
При расчете амортизации для целей НУ налогоплат вправе использовать повышающий коэф. К=2 для ОС использ в условиях агрессивной среды. К=3 для с\х орг-ий промышленного типа, для ОС использ в научно-техн деят и предметов договора лизинга.

15) Характеристика прочих расходов
Прочие расходы делятся на:
А) принимаемые по факту – служ транспорт, юр, консульт, информ услуги, канц товары, почтовые, телеграфные услуги, Интернет, исследование рынка, соц страх от несчастных случаев.
Б) принимаемые при опр условиях – налог на прибыль, расх на командировки, ауд услуги, подготовка и переподготовка кадров, предоставление сведений в гос статистику.
Нормируемые расходы – представительские, на рекламу.

16) НУ по займам и кредитам
В БУ и НУ учёт % по полученным КиЗ принципиально отличается. В НУ расх призн-ся только та часть % которая начислена за факт время польз-я заём-ми ср-ми. Сумма начисл % отраж в составе внереал расходов как прочие расходы.
Напр:дог-м устан-на опред-я дата уплаты%, а орг-я заем-к проср-ла эту дату,то у неё возн-ет задол-ть за проср-ку платежа по%.Оплатив зад-ть орг-я заем-к не имеет права учесть эти расх в целях налогооб-я.
Расх признаются % начисл по долговому обяз-ву при усл, что размер нач-х %,сущ-но не отклоняется от сред-го уровня %  взимаемых по долг-м обяз-м выдан-м в том же квар-ле на сопост-х усл-ях.
На сопост-х усл-ях поним-ся долг-е обязат выданнные в той же валюте на те же сроки под аналогичное обеспечение.
Сущес-м отклон-м размера нач % по олгов обяз-ву призн-ся отклон-е более чем на 20% в сторону повыш-я или пониж-я.
Если орг-я имеет долг-е обяз-ва на сопост-х усл-х то сред-й % для целей налогообл опр по формуле:
%средн=(С1*П1)+(С2*П2)+….\(С1+С2+….)
С – сумма долгового обязательства
П - %ставка по обязательству
При отсутствии долг обяз выданных в том же квартале на сопост условиях выбирается предельная величина % исходя из ставки рефинансирования увеличенной в 1.8 раза.

17) Формирование резервов на отпуска и ремонт ОС
За счет резерва орг-я может сэкономить на уменьшении текущих платежей по налогу на прибыль.
Создание резерва на отпуска (% отчислений в резерв устанавливается в приказе об учетной политике):
Орг-я определ % отчислений в резерв:
П=ПРО/ПРЗ это предельная величина по которой опр ежемес сумма отчислений.
П-% отчислений
ПРО - предполагаемые годовые затраты на оплату отпусков включая страх взносы
ПРЗ – предполагаемые год затр на оплату труда с учетом соц налогов

Создание резерва на ремонт:
1) формирование сметы на ремонт ОС (кроме ОС по кот-м будут пров-ся особо слож-е и дорогие виды кап рем-та )
2) определение средней величины расходов на ремонт за 3 предыдущих года
3) определение мах размера резерва – наименьшая сумма при сравнении сметных расходов и средней величины за 3 года
4) распределение данной величины на 4 части или на 12 частей

18) НУ представит расх и расходов на добров страхование
Представительские (должны быть обоснованы и документально подтверждены – приказ о проведении мероприятия, программа проведения деловой встречи) – на официальный прием представителей других орг-ий, участников прибывших на заседание совета директоров, завтрак, обед, переводчик, транспорт, буфетное обслуживание. Не относятся – расходы на организацию отдыха, развлечений, профилактики и лечения заболеваний.
Включаются в течение отчетного периода в состав прочих расходов не более 4% от ФОТ за этот период.
Док-ты подт-е факт пров-я мероп-я:
*отчет о пров-и встречи
* счета предп-й общепита,тов и ден чеки, док-ты подт-е оплату тран услуг и услуг перевод-ка
В отчете о предст-х расх отр-ся инф-я:
-цель мероп-я и рез-ты его пров-я
-дата и место пров-я
-прог-ма мероп-я
-состав пригл-х делиг-й
-уча-ки принимаемой стороны
Расходы на страхование.
В части обяз страх имущества орг-ям разрешено учитывать страх взносы по всем видам обяз страх в пределах тарифов установл законодат РФ. К добровольному стразованию относят расходы связанные с производством и реал продукции – страх грузов, любого транспорта, ОС, МПЗ.
Порядок признания расходов на страхование.
1)    При кассовом методе – расх призн в том периоде когда они факт оплачены.
2)    При методе начисления – в том периоде в котором в соотв с договором перечислены или выданы из кассы.

19) НУ расходов на рекламу и подготовку персонала
Реклама – СМИ, световая, наружная реклама, расх на участие в выставках, ярмарках, оформление витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов, брошюр, каталогов, расх на приобретение призов вручаемых победителям во время проведения массовых рекламных компаний. Расходы на рекламу не превышают 1% от выручки. Нормируемые – реклама в кинотеатрах, на транспорте, дегустации, логотипы на спорт форме, каталоги которые имеют адресный характер, призы участникам.
Расходы на подготовку и переподгот кадров. включаются в состав проч.расх. если :1)услуги оказания Росси-и образ.учрежд-ми получи-ми гос.аккредетацию либо иностр.обр.учреж. имеющ.опред.статус 2)подгот-у и переп-у проходят раб-и  состоящ. в штате. 3)програма подг. переп.способст-т повыш-ю уровня квали-ии
Не признается расх:1)связ-е с орг-й развлечений,отдыха или лечения.2)расходы связ-е с содержанием образ.учрежд. или оказании ими консульт и информ услуг, оплата обучения работников в ВУЗ и ССУЗ при получении ими образования.

20) Формирование доходов и расходов связ с производством и реализацией

21) НУ нормирируемых расходов
Представ-е расходы-рас-ы налогоп-ка на прием и обслуж-е представ-й других орга-й, участв-х в переговорах в целях установления и поддер-я взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров, независимо от места проведения указ-х мероприятий.
Включаются в течение отчетного периода в состав прочих расходов не более 4% от ФОТ за этот период.
К ним относятся:1)ра-ды на прове-е офиц.приема(обеды) 2)транспр-е обеспеч-е доставки эти лиц 3)буфет обс-е во время переговоров 4)оплата услу переводчика не состо-х в штате.
Не относят к пр.рас.:рас-ы на орган-ю развлечений, отдыха, профил.и леч.заболеваний. Документы:1)приказ руко-ля о прове-я меро-я. И о назн-ии ответ-го за его провед-и. 2)програма провед-я делов-й встречи(дата,место,ФИО участ-в) 3)отчет о проведенной встрече 4) аванс-й отчет с докум-ми,подтвер-ми произ-е расх-и:счета пр-й общепита;тов. И ден. Чеки;док. Подвер. Тран.рас-ы.
Отчет о ПР отражает инфор.:а)цель меропри-й и рез-ы его провед-я б)дата место про-я. В)программа мероп-я Г) состав пригла-х Д)велич-а рас.

Расходы на подготовку и перепод-ку кадров. вкл-ся в состав проч.расх. если :1)услуги оказания Росси-и образ.учрежд-ми получи-ми гос.аккредетацию либо иностр.обр.учреж. имеющ.опред.статус 2)подгот-у и переп-у проходят раб-и  состоящ. в штате. 3)програма подг. переп.способст-т повыш-ю уровня квали-ии
Не признается расх:1)связ-е с орг-й развлечений,отдыха или лечения.2)расходы связ-е с содержанием образ.учрежд. или оказании ими консульт и информ услуг, оплата обучения работников в ВУЗ и ССУЗ при получении ими образования.

Расходы на рекламу:1)Расх на рекламу ч/з СМИ и телекамуникальные сети.2)расх на световую рекламу(включая стенды и щиты)3) расходы на участие в выставках, ярмарках, на оформление витрин, демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содер инфу о реализуемых товарах ,выполняемых работах, оказыв услугах, товарные знаки. Расходы на рекламу не превышают 1% от выручки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий