суббота, 28 июля 2012 г.

Теория бухгалтерского учета


Билет 1. Понятие о хозяйственном учете. Оперативный, статистический, бухгалтерский учет.
Хозяйственный учет бывает трех видов – оперативный учет, бухгалтерский учет, статистический учет.
Хозяйственный учет – система наблюдения, регистрации, обобщения фактов, явлений, хоз.процессов в целях контроля и управления ими.
Оперативный учет – система сбора и предоставления информации о различных хозяйственных процессах для целей оперативного контроля за происходящими событиями.
Оперативный учет может прерываться во времени. С помощью опер учета управленческому персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов, об объемах выпущенной продукции, ее отгрузке и реализации. Источники сведений являются документы, данные полученные по телефону, факсу, в устной форме.
Статистический учет – изучает явления, носящие массовый характер в различных областях хоз-ва, экономики, науки. Статистика занимается сбором и обобщением информации.
Статистический учет отражает количественные и качественные стороны массовых явлений и хоз.процессов. Использует выборочный метод наблюдений.
Бухгалтерский учет – система сбора информации об имуществе и обязательствах в денежном выражении с помощью непрерывного документирования всех хозяйственных операций.

Билет 3. Измерители, применяемые в учете.
Учетные измерители – числовые, количественные показатели, характеризующие объекты учета, хоз операции и процессы.
В б.у. используется 3 вида измерителей – натуральный – для количественной характеристики хоз процессов (вес, количество, длина), трудовой – для учета затрат труда (час, дни, человеко-час, норма-часы), денежный – обобщающий измеритель, который отражает объекты в единой стоимостной оценке (руб, коп). Натуральный и трудовой должен быть переведен в денежный.
Бух учет имеет более узкие границы, чем статистический учет.
Отражение операций в бу происходит сплошным и непрерывным способом, что не обязательно для опер и стат учета.
Отражение объектов бу происходит в стоимостной оценке.

Билет 2. Задачи и требования, предъявляемые к бух учету.
Задачи бух учета
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации
- обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей б.у. для контроля за соблюдением законодательства РФ
- обеспечение финансовой устойчивости организации и предотвращение отрицательных результатов хоз.деятельности организации

Требования к бух учету
- своевременность
- экономичность
- полнота регистрируемых фактов
- достоверность учетных данных на всех уровнях формирования информации
- простота и ясность содержания для внешних и внутренних пользователей
Требования:
1) Бух учет хоз.оперций ведется в рублях
2) Имущество собственной организации учитывается отдельно от других юридических лиц
3) бух учет ведется непрерывно с момента регистрации до момента ликвидации организации
4) бух учет ведется путем двойной записи
5) все хоз.операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бух учета
6) текущие затраты на производство учитываются отдельно от капитальных вложений

Билет 4. Пользователи учетной информации.
Внутренние пользователи учетной информации – руководство, бухгалтерия, работники сотрудники, учредители (работающие на предприятии), служба маркетинга, отдел поставок, планово-экономический отдел.
Внешние с прямым финансовым интересом – акционеры, инвесторы, банк, поставщики, покупатели.
Внешние с косвенным финансовым интересом – налоговая инспекция, социальные фонды.
Внешние без финансового интереса – аудиторские фирмы.

Билет 5. Организация бухгалтерского учета на предприятии.
бух учет делится на 2 составляющие – финансовый учет и управленческий учет
ф.у. – ведение записей операций для последующего преобразования в финансовые отчеты (потребители информации – инвесторы, кредиторы, акционеры, налоговые органы). Ведется на стандартных унифицированных формах утвержденных Минфин.
Управленческий учет – информация об управлении доходами и расходами организации, планирования и контроля.
Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов.

Билет 6. Предмет бухгалтерского учета.
Предмет б.у. – факты хоз.жизни, которые характеризуют хоз.деятельность организации.
То что изучает б.у:
1) имущество организаций (внеоборотные активы (ос, нма), оборотные активы(материалы, денежные средства))
2) источники формирования имущества (Собственные источники – уставный капитал, прибыль. Заемные средства - кредиты)
3) хоз процессы и операции (процесс снабжения, производства, реализации)
4) расчетные отношения (с поставщиками, покупателями, банками, работниками, бюджетом)

Билет 7. Метод бухгалтерского учета.
Метод б.у. – совокупность способов отражения хоз деятельности предприятия в целях выявления результатов этой деятельности и сохранения ценностей.
Элементы метода б.у (с помощью чего б.у. изучает предмет б.у.):
1) бухгалтерская документация – совокупность носителей первичной информации о деятельности организации
2) счета б.у. – способ текущего контроля хоз операций
3) двойная запись – отражение хоз операции дважды – в дебете одного счета и в кредите другого
4) баланс – способ экономической группировки, обобщения имущества организации на определенную дату
5) оценка – способ выражения объекта б.у. в стоимостном измерителе
6) калькуляция – определение единицы себестоимости продукции на основе бу
7) инвентаризация – проверка фактического наличия имущества и обязательств с данными бу
8) бух отчетность – совокупность показателей характеризующих деятельность организации за отчетный период

Билет 8. Общая характеристика хозяйственных средств организации (имущество).
Хозяйственные средства (имущество) – товарно-материальные ценности и денежные средства, как являющиеся собственностью организации, так и временно или постоянно находящиеся вне его собственности (сданные в аренду, напрокат).
Хозяйственные средства – внеоборотные (ос, нма) и оборотные активы (оборотные фонды, фонды обращения – денежные средства, предметы обращения, средства в расчетах).
Внеоборотные средства (активы) – имущество организации, которое используется в производственном процессе или хозяйственной деятельности более 12 месяцев.
Оборотные – менее 12 месяцев.
Дебиторская задолженность.
Финансовые вложения более 12 месяцев.
ОС сданные в аренду.

Билет 9. Общая характеристика источников формирования хоз средств (собственный капитал и обязательства)
Капитал и резервы (уставный, резервный, добавочный, нераспределенная прибыль). Долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства – кредиторская задолженность.

Билет 16. Понятие бухгалтерского баланса. Структура и содержание.
Баланс – весы, имеющие 2 весовые части.
Активы=Пассивы
Имущество=Источники
Актив – имущество, хозяйственные ценности, имеющие меновую стоимость.
Пассив – абстрактное право распоряжаться имуществом (обязательства) и источники капитала.
Активы должны отвечать требованиям:
находиться во владении предприятия
иметь денежное выражение
должны иметь источники финансирования
Текущие активы – средства предприятия, которые будут превращены в деньги в течение года. В балансе приводятся по степени ликвидности.
Внеоборотные активы – активы, которые будут принадлежать фирме более 12 месяцев.
Бухгалтерский баланс – финансовая отчетность предприятия.
Составлением баланса заканчивается процесс сбора информации об определенном периоде производственно-финансовой деятельности организации.
Баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хоз средств и их использовании на предприятии. Имеет строго определенную форму, которая утверждается приказом Минфина.
Общий принцип построения бухгалтерского баланса – раздельное отражение хоз средств (А) и источников формирования хоз средств (П).
Баланс составляется на основе информации бух учета. Для этого конечные остатки по окончании учетного периода переносятся в баланс со счетов.
Основным элементом бух баланса является балансовая статья, которая соответствует виду имущества, обязательств, источнику формирования имущества.
Статьей бух баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества и источников его формирования.
Балансовые статьи объединяются в группы, группы в разделы.
Актив состоит из двух разделов – оборотные и внеоборотные активы.
Особенности: в валюту актива баланса включают лишь остаточную стоимость НМА и ОС, то есть из начальной стоимости вычитается сумма амортизации.
Актив построен по степени ликвидности.
Ликвидность – способность активов (имущества) трансформироваться в деньги.
Самый ликвидный актив – деньги. Самый неликвидный – ОС.
Валюта баланса – итог по активу и пассиву.
Пассив состоит из трех разделов – капиталы-резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства.

Билет 18. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.
В производственно-хозяйственной и финансовой деятельности каждого субъекта совершается множество хоз операций, которые вызывают изменения в его ресурсах или источниках их образования или одновременно в тех и в других.
Хозяйственные операции по признаку их влияния на величину актива и пассива бух баланса бывают 4 видов (типов), где А – актив баланса, П – пассив баланса, Х – изменение происходящее в балансе под влиянием хоз операции:
активное изменение
А+Х-Х=П
пассивное изменение
А=П+Х-Х
активно-пассивное изменение
А+Х=П+Х
активно-пассивное изменение
А-Х=П-Х

Билет 17. Классификация бухгалтерских балансов.
Виды бухгалтерского баланса (классификация)
по времени составления
а) балансы, составляемые в период образования и текущей деятельности организации
- текущие – составляются периодически в течение всего времени существования организации. Эти балансы делятся на 4 вида (начальный (входящий) баланс, промежуточный баланс, провизорный (предварительный) баланс, заключительный (исходящий) баланс).
- вступительные – составляются в момент образования предприятия. Этот баланс содержит меньше статей, чем все последующие балансы.
б) балансы, составляемые при преобразовании предприятия
- санируемые (лечение, оздоровление) – система мер для предотвращения банкротства организации. Цель санируемого баланса – наиболее реально отразить все активы и пассивы для последующего заключения о возможности существования организации.
- объединительные – составляются при слиянии или объединении нескольких самостоятельных предприятий.
- разделительные – составляются во время разделения организации ан несколько самостоятельных предприятий.
- ликвидационные – составляются при ликвидации организации как юридического лица.
по объему информации
- индивидуальный баланс – отражает хоз деятельность одного предприятия
- консолидированный баланс (сводный) – составляют по данным нескольких предприятий объединенных между собой на организационной или юридической основе. Например, баланс по определенному ведомству или отрасли.
по объекту отражения
- самостоятельные – составляют организации являющиеся юридическими лицами
- внутренний баланс – составляют в подразделениях организации (в цехах, отделах, филиалах).
по объему регулирующих статей
- баланс-брутто – включает регулирующие статьи. Данный вид баланса используется для анализа активов и пассивов организации и носит информационный характер. Регулирующие статьи – статьи, отражающие амортизацию активов или резервы под обесценивание активов.
- баланс-нетто – баланс, который не содержит регулирующих статей и начисленных резервов.
- аналитический баланс – используется для анализа и оценки финансового состояния организации, его цель – сравнить текущие показатели.

Билет 19. Бухгалтерские счета, их назначение и структура.
В каждом хозяйственном субъекте и его подразделениях совершаются множество операций, которые практически невозможно отразить в балансе.
В балансе фиксируется наличие экономических ресурсов и источников их образования в денежной оценке на определенную дату.
Экономическому субъекту необходимо знать не только наличие имущества, но и его движение как в денежной так и в натуральной форме. Для этой цели служит система счетов бухгалтерского учета. Счета открываются в начале отчетного периода на основании статей баланса.

Счет – способ группировки и текущего отражения изменений происходящих в средствах организации. Отражение операций на счетах ведется в денежном выражении. Счет является классификационным признаком, позволяющим идентифицировать объекты бух учета.
Основной принцип образования отдельного счета – однородность учитываемых объектов. Для этого счет имеет название, которое соответствует учитываемому на нем объекту и кодовое обозначение.
Счет имеет графическую форму и представляет собой таблицу (самолетик).

Билет 20. Счета активные и пассивные. Сальдо и обороты активных и пассивных счетов.
Активный счет – открывается на основании статей актива баланса. На нем учитываются наличие и движение экономических ресурсов (имущества). По дебету активного счета отражается остаток (сальдо) на начало месяца и все поступления (увеличения) ресурсов, а по кредиту их выбытие (уменьшение).
Схема активного счета (смотри в тетради).
Пассивный счет – открывается на основании статей пассива баланса и предназначен для учета наличия и изменения источников образования экономических ресурсов. По кредиту пассивного счета отражается остаток (сальдо) источников образования имущества на начало периода и все увеличения, а по дебету из использование (уменьшение).
Активно-пассивный счет – счет, который имеет попеременное сальдо или одновременно 2 сальдо по дебету и по кредиту.
Балансовые счета – счета, открываемые на основании статей баланса и служащие основанием для его составления. Они открываются в Главной книге.
Порядок определения конечного остатка в активном счете: сальдо конечное=сальдо начальное + оборот по Дт – оборот по Кт.
Порядок определения конечного остатка в пассивном счете: сальдо конечное=сальдо начальное + оборот по Кт – оборот по Дт.

Билет 21. Сущность и значение двойной записи. Понятие бухгалтерской проводки и корреспонденции счетов.
Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бух учета при помощи двойной записи.
Сущность двойной записи состоит в том, что каждая хоз операция отражается по дебету одного счета и по кредиту другого в одной сумме.
Корреспонденция – взаимосвязь между счетами бух учета обусловленная экономическим содержанием хоз операций. Счета называются корреспондирующими.
Бухгалтерская проводка – указание наименования дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы отражаемой хоз операции, то есть указание счетов которые взаимодействуют в хоз операции. Бухгалтерские проводки называют счетной формулой, бухгалтерской записью.
Контировка (разметка) – определение и запись корреспондирующих счетов по каждой хоз операции отражаемой в документах. Контировка – составление бухгалтерских проводок.
Различают простые и сложные бухгалтерские проводки.
Простые – корреспондируют только 2 счета – один по Дт, другой по Кт.
Сложные – один счет корреспондируется с несколькими, один счет по Дт, два или несколько по Кт.
Последовательность определения корреспонденции счетов:
1)      определить какие счета затронуты в данной хоз операции
2)      установить какие изменения произошли в хоз средствах
3)      определить структуру счета (а, п, а-п)
4)      где на этих счетах должны быть отражены изменения по дт или по кт
оборотно-сальдовая ведомость – способ обобщения учетной информации отражаемой на счетах бу. Составляется в конце месяца на основании счетов об остатках на начало и конец месяца и оборотах по дт и по кт. В ведомость записываются все счета используемые на предприятии, на один счет отводится одна строка. Суммы остатков на начало месяца по дт равны суммам остатков на начало месяца по кт. Сумма оборотов по дт равна сумме оборотов по кт. Сумма остатков на конец месяца по дт равна сумме остатков на конец месяца по дт.

Билет 23. Понятие и характеристика синтетических и аналитических счетов.
Счет 43 показывает наличие и движение готовой продукции на предприятии, но какая это продукция и по каким материально-ответственным лицам не видно. Для этого все счета делятся на 2 вида – синтетические и аналитические. Между ними существует тесная взаимосвязь. К одному синтетическому счету может открываться несколько аналитических.
Взаимосвязь выражается в следующей закономерности:
1)      оборот по дт синт счета д.б. равен сумме дебетовых оборотов аналитического счета
2)      оборот по кт синт счета д.б. равен сумме кредитовых оборотов аналитического счета
3)      конечный остаток на синт счете д.б. равен сумме конечных остатков на аналитическом счете

Аналитический счет (разложение разбор) – содержит более детальную информацию, раскрывающую содержание синтетических счетов, которое может быть выражено в натуральных и денежных измерителях.
Аналитические счета открываются в случаях когда объект учета является разнородным и имеет большую номенклатуру.
Строение аналитического счета зависит от характера учитываемого объекта и отличается от строения синтетических счетов.

Синтетический счет (объединительный) – содержит информацию о хоз средствах, источниках их образования и хоз процессах. Выражается только в денежных измерителях. Такие счета позволяют анализировать состояние дел предприятия и вести учет хоз операций в обобщенном виде.
Субсчета – промежуточная группировка аналитических счетов в пределах соответствующего синтетического счета.
К счетам синт учета имеющих значительное количество аналитических счетов открываются субсчета с целью получения в пределах данного синт счета более укрупненных показателей необходимых для анализа и составления баланса.
Пример, счет 10 (материалы) имеет 11 субсчетов.

Билет 22. План счетов бухгалтерского учета. Субсчета. Забалансовые счета.
План счетов бу – система регистрации и группировки фактов хоз деятельности в бу. В нем приведены наименования и номера синт счетов (счет первого порядка) и субсчетов (счет второго порядка).
Субсчета используются организацией исходя из требований управления организацией включая нужды анализа, контроля, отчетности.
Субсчета – промежуточная группировка аналитических счетов в пределах соответствующего синтетического счета.
План счетов имеет 8 разделов – внеоборотные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция и товары, денежные средства, расчеты, капитал, финансовые результаты.
Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации.

Билет 24. Классификация счетов бухгалтерского баланса.
По структуре – активные, пассивные, активно-пассивные.
По степени обобщения – синтетические, аналитические.
По назначению – основные, регулирующие, распределительные, калькуляционные, сопоставляющие, забалансовые.
Счета без остатка, то есть ликвидные счета. Счета не имеют остатков и закрываются в конце месяца (25,26,28).
Основные – Предназначены для обобщения информации об имуществе и его источниках. Являются базой для составления бб. Являются ведущими по отношению к другим категориям счетов. (Инвентарные (счета являются активными, подвергаются обязательной инвентаризации), фондовые (учитываются собственные источники формирования имущества), счета расчетов (через них осуществляются расчеты организации с физ и юр лицами), денежные счета).
Регулирующие – (дополнительные (используют при дооценке объекта), контрарные (предназначены для уменьшения оценки хоз средств), контрарно-дополнительные). Используются для регулирования оценки хоз средств. Применяются параллельно с основными счетами.
Распределительные (25,26,28) – потребность в счетах возникает при учете затрат на производство. По окончании отчетного периода эти счета закрываются. Собранные суммы распределяются по объектам учета.
Калькуляционные (23,20) – используются при вычислении себестоимости выпущенной продукции и оказанных услугах в отчетном периоде. Все счета данной группы активные. По дт отражаются затраты на производство (а также косвенные затраты), по кт отражается стоимость готовой продукции. На счетах могут быть остатки, которые не вошли в стоимость продукции в данном периоде. Такие затраты называют незавершенное производство.
Сопоставляющие счета (90,91) – счета предназначены для обобщения информации о формировании и использовании финансовых результатов хоз деятельности организации в отчетном периоде. Разница между дт и кт в этих счетах определяет финансовый результат. Если дт>кт, то есть доходы>расходов, то организация получила прибыль, которая отразится записью дт99 кт90,91. Убыток наоборот.

Билет 25. Понятие и задачи учета процесса снабжения.
Хоз операция – единичное событие подтвержденное документом, которое меняет величину или структуру хоз средств и их источников.
В ходе хоз деятельности на каждом предприятии происходит круговорот его средств и фондов, при этом они уменьшаются или увеличиваются. Круговорот – заготовление-производство-релизация.
Процесс снабжения – совокупность хоз операций по обеспечению предметами и средствами труда необходимого для производства продукции.
Цель – получение учетно-экономической информации об ассортименте, количестве и стоимости приобретенных материально-технических средств.
Информация о приобретении сырья и материалов формируется на основании внешних первичных документов поставщиков и транспортных компаний – счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, платежные поручения.
Фактическая стоимость (себестоимость) складывается из транспортно-заготовительных расходов и покупной стоимости.
Для учета процесса снабжения используют счета – 10,15,16,19,60,76.
Процесс снабжения состоит из следующих этапов:
1)      операции получения товарно-материальных ценностей
2)      операции отражения транспортно-заготовительных расходов
3)      операции оплаты документов поставщиков
Результатом процесса снабжения является учетно-экономическая информация об ассортименте, количестве и стоимости производственных запасов. Для учета поступивших материалов и тзр используют расчетный счет с учетом начисленного НДС.

Билет 26. Понятие учета процесса производства.
Процесс производства – совокупность хоз операций по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг. В процессе производства создается новая потребительская стоимость.
Цель организации бу производства – получение учетно-экономической информации о количестве и качестве готовой продукции.
При организации бу процессов производства следует учесть количество и стоимость израсходованных элементов производства. Сумма в которую оценивается готовая продукция определяется размерами затрат на производство конкретного вида.
Схема учета процессов производства:
Счета производственных запасов, счета оплаты труда и соц страхования, счета участия средств производства --- счета производственных затрат --- счета готовой продукции.

Билет 27. Характеристика счетов учета производства.
Для учета затрат и выхода продукции различных производств используется система бух счетов производственного учета (20, 23, 25,26, 29).
Все счета этой группы активные. По дт отражаются затраты, по кт стоимость произведенной продукции или распределение (списание) затрат.
Все затраты делятся на прямые и косвенные.
Прямые расходы – расходы, которые относятся на конкретный вид продукции, выполненной работы или оказанной услуги.
Косвенные расходы – все прочие расходы, связанные с обслуживанием, содержанием и управлением производством.
Основным счетом для учета производственных процессов является счет 20 (основное производство – активный, балансовый, инвентарный, калькуляционный).
Дт
Кт
Сальдо начальное = нзп

Затраты – материалы, зп, амортизация, общехоз и общепроизв расходы, соц налоги
Производственные затраты
Фактическая себестоимость готовой продукции
Сальдо конечное = нзп

Фактическая себестоимость = нзп(нач)+пз-нзп(кон)
Косвенные (накладные) (25,26) – активные, ликвидные, собирательно-распределительные.

Билет 28. Учет процесса реализации. Понятие выручки от реализации.
Процесс реализации – совокупность хоз операций связанных с передачей имущественных прав на продукцию, работы, услуги.
Цель организации бу процессов реализации – получение учетно-экономической информации о составе проданной продукции, ее качестве и количестве, сумма денежной выручки от ее продажи и финансовый результат.
Процесс реализации состоит из следующих операций:
1)      операции по отгрузке продукции и отпуску услуг покупателям
2)      операции отражения расходов по реализации продукции
3)      операции по отражению выручки
4)      операции по отражению и определению финансового результата

Билет 29. Бухгалтерские счета используемые для учета реализации. Понятие финансового результата и его учет.
В процессе продажи предприятие вступает в расчетно-финансовые взаимоотношения с покупателями и с бюджетом по уплате НДС.
Процесс отпуска готовой продукции на продажу происходит в различной оценке, поэтому в бу для сопоставления производственной себестоимости произведенной продукции и суммы денежной выручки за нее вводится транзитный счет 90 (продажи).
Затраты организации связанные с продажей продукции – упаковка, транспортировка, реклама и прочие расходы отражаются на счете 44 (расходы на продажу). Затем распределяется и списывается на счет 90 (продажи) по конкретным видам реализованной продукции.
Выявление финансового результата от продажи продукции производится путем сопоставления дт и кт оборотов счета 90.
Характеристика счета 90 – без остатка, сопоставляющий.
Себестоимость, НДС, коммерческие расходы, упр расходы. 20,43,68,44,26
Выручка от продажи (62)
Прибыль (99)
Убыток (99)
Кт>Дт прибыль.

Билет 30. Сущность и значение документов, классификация.
Документация – сплошное и непрерывное отражение хоз операций с целью получения данных требующихся для ведения бу.
Бухгалтерский документ – письменное свидетельство совершения хоз операции, а также право на ее совершение.
Назначение документов:
1)      служат обоснованием учетных записей
2)      применяются для руководства и управления предприятием
3)      контроль правильности совершения операций
4)      являются подтверждением и доказательством при спорах между данным предприятием и физ и юр лицами
Классификация:
По назначению – распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления, комбинированные.
По объему информации – разовые, накопительные.
По порядку составления и обработки – первичные, сводные.
По месту составления – внутренние, внешние.
По экономическому назначению – денежные, по оплате труда, по учету ос.

Билет 31. Документооборот и его правила.
Документооборот – движение документов организации с момента создания до завершения операций и отправку на хранение.
Обработка документа включает следующие этапы:
1)      проверка сущности и законности
2)      арифметическая проверка документа
3)      таксировка – пересчет натуральных показателей в стоимостные
4)      группировка документов
5)      составление счетной формулы – разметка на документах корреспондирующих по данной операции счетов
6)      гашение документов – на каждом документ проставляется номер записи и дата. Гашение облегчает проверку полноты бухгалтерских записей.

Регламент составления графика документооборота регламентируется ПБУ. График документооборота – система способов создания, принятия и отражения в бу, а также хранения первичных документов. Ответственность по составлению графика лежит на гл бухгалтере.

Билет 32. Инвентаризация, ее сущность, значение и виды.
Инвентаризация - прием бух учета, при котором проверяется фактическое наличие имущества организации на определенную дату.
При инвентаризации зданий, сооружений проверяется наличие документов и нахождение объекта в собственности.
При проверке расчетов с поставщиками обращают внимание на проверку расчетов по товарам оплаченным, по находящемся в пути, а также расчетов по неотфактурированным поставкам.
Инвентаризация позволяет проверить соблюдение правил и условий хранения мат ценностей, денежных средств, ведения складского хозяйства, содержания и эксплуатации машин, оборудования, а также предотвращает хищение имущества.

Инвентаризация имущества и обязательств.
  1. Для обеспечения достоверности данных б.у. организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, оценка. Порядок и сроки проведения определяются руководителем организации, за исключением обязательной инвентаризации.
  2. Проведение обязательной инвентаризации:
- при передаче в аренду, выкупе, продаже
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
- при смене материально ответственных лиц
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества
- в случае стихийного бедствия
- при реорганизации и ликвидации организации
- в других случаях

Правила инвентаризации определены методическими указаниями МинФин РФ от 13 июня 1995 года «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Цели инвентаризации:
1)      Выявление фактического нахождения имущества в целях обеспечения его сохранности, а также неучтенных объектов.
2)      Определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства.
3)      Сопоставление данных о наличии имущества в натуре с данными синтетического и аналитического учета.
4)      Проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния.

Виды инвентаризаций:
А) по обязательности проведения:
            - обязательная (проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ)
            - инициативная (проводится по решению руководителя)
Б) по периодичности:
            - плановая (проводится в установленные сроки)
            - внеплановая (по решению руководителя вне плана для обеспечения дополнительного контроля на сохранностью имущества)
В) по степени охвата:
            - полная (все объекты подвергаются инвентаризации)
            - частичная (проверке подвергаются один или несколько объектов имущества и обязательств)
Г) по методу проведения:
            - натуральная (непосредственное наблюдение объектов и определение их количества путем подсчета, взвешивания, обмера)
            - документальная (состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов имущества)

Билет 34. Документальное оформление инвентаризации.
Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года №88 утверждены следующие унифицированные формы первичной документации по учету результатов инвентаризации:
1)      форма № инв-1 «инвентаризационная опись основных средств»
2)      форма № инв-1а «инвентаризационная опись нематериальных активов»
3)      форма № инв-2 «инвентаризационный ярлык»
4)      форма № инв-3 «инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей»
5)      форма № инв-4 «акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных»
6)      форма № инв-5 «инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение»
7)      форма № инв-15 «акт инвентаризации наличных денежных средств»
8)      форма № инв-18 «сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов»
9)      форма № инв-19 «сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей»

Билет 33. Порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете.
Учет результатов инвентаризации.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными б.у. отражаются на счетах б.у. в следующем порядке:
1)      излишек имущества приходуется, соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетных организаций – на увеличение финансирования (фондов)
2)      недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал в взыскании убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а убытки бюджетной организации – на уменьшение финансирования (фондов).

Типовая корреспонденция по выявлению результатов инвентаризации:
1)      выявлена недостача материалов 94 10
2)      выявлена недостача денежных средств и денежных фондов 94 50, 50-3
3)      списана недостача на виновное лицо 73 94
4)      удержана недостача из зар платы 70 73
5)      списана недостача в пределах норм естественной убыли 20,43 94
6)      списана недостача на убытки предприятия 90-2 94
7)      выявлены излишки материалов 10 91-1
8)      выявлены излишки наличных денежных средств и денежных документов 50, 50-3 91-1

Этапы проведения инвентаризации:
1)      подготовительные мероприятия
1.1  Издание приказа о проведении инвентаризации, назначение инвентаризационной комиссии
1.2   Определение сроков проведения и вида проверяемого имущества
1.3  Формирование комиссии
1.4  Разработка внутренних инструкций
1.5  Выведение в учете остатков материальных ценностей
2)      проведение инвентаризации
2.1  комиссия осуществляет пересчет, взвешивания, обмер и занесение в опись
2.2  осуществляется оформление инвентаризационных описей
3)      сравнительно-аналитические мероприятия
3.1 проверка и сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бу
3.2 составление аналитических ведомостей и определение причин расхождений
4)      заключительные мероприятия
4.1 оформление ведомости учета результатов инвентаризации
4.2 внесение соответствующих записей в регистр бу
4.3 издание приказа об утверждении результатов инвентаризации с выводами

Билет 35. Понятие учетных регистров. Классификация регистров.
1)      регистры бу предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документов для отражения на счетах бу и в бух отчетности. Регистры бу ведутся в специальных книгах, на отдельных листах в виде машинограмм, на магнитных лентах, дисках, иных носителях.
2)      Хоз операции должны отражаться в регистрах бу в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бу. Правильность отражения хоз операций в регистрах бу обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
3)      При хранении рбу должна обеспечиваться защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в рбу д.б. обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.
4)      Содержание рбу внутренней бух отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации должны хранить тайну. Несут ответственность за сохранение.

Бух регистры классифицируются:
1)      по назначению – хронологические, систематические, комбинированные.
2)      По содержанию записей – синтетические, аналитические, универсальные.
3)      По форме – книги, карточки, свободные листы.
4)      По способу графления – однографные, многопозиционные, шахматные, линейные.

Билет 36. Исправление ошибок в учетных записях.
При составлении первичных документов или учетных регистров м.б. допущены ошибки. Они должны быть выявлены и исправлены. Существует 3 способа исправления:
1)      корректурный. Применяется в том случае, если ошибка была допущена до составления отчетности и только в одном регистре. Исправление – зачеркивается не правильный текст и суммы, и над зачеркнутым (или рядом с ним) подписывают верный текст и суммы. Исправленную запись заверяют подписью с оговоркой «исправленному верить».
2)      Способ дополнительной записи – применяется, если ошибка обнаружена после составления отчетности и в регистрах отражена сумма меньшая, чем правильная. Определяется сумма на которую необходимо сделать корректировку, производится запись суммы в регистры той же корреспонденции счетов.
3)      Красное стОрно – сторнирующая запись используется если в регистрах отражена сумма большая, чем правильная. Этапы исправления – аннулирование предыдущей записи, затем производится правильная запись в учетные регистры. Сумма заносится в той же корреспонденции.

Билет 37. Формы бухгалтерского учета. Журнально-ордерная форма учета.
Формы бух учета – совокупность учетных регистров и способ отражения в них хоз операций. В РФ используют 2 формы:
1)      мемориально-ордерная – применяется в основном в бюджетных организациях. На каждую хоз операцию (первичный учетный документ) составляется  мемориальный ордер. Мемориальный ордер – промежуточное звено между первичными документами и учетными регистрами. После оформления мем ордера его регистрируют в хронологическом порядке в регистрационном журнале и присваивают порядковый номер.
2)      журнально-ордерная – накопление информации первичных учетных документов и последующая систематизация в группировочных ведомостях. Сначала осуществляют регистрацию учетной информации. Записи в регистрах производятся по шахматной системе, то есть одна запись отражается одновременно по дт и по кт. Бух регистры в которых отражаются хоз операции по такому признаку называются журналы-ордера.
Журналы ордера построены по кредитовому признаку, то есть хоз операции регистрируются в журнале ордере по кредиту одного счета в колонке в корреспонденции с дебетом другого в строке.
Ведомости ведутся по дебетовому признаку, то есть хоз операции регистрируются в ведомости по дт одного в корреспонденции с кредитом другого.
Малые предприятия с простым технологическим процессом применяют упрощенную форму бух учета. Могут использовать 2 вида учетных регистров – книга учета хоз операций, ведомости учета объектов.

Билет 38. Основы бухгалтерской и финансовой отчетности.
Основными документами регулирующими бух отчетность являются – ФЗ «о бух учете», положения по бух учету «бух отчетность организации» ПБУ 4\99
Бух отчетность – единая система данных об имуществе и фин положении организации, результатах ее деятельности, составляемая на основе данных бу по установленным формам.
Отчетный период – период за который организация должна составить бух отчетность.
Отчетная дата – дата по состоянию на которую организация должна составить бух отчет.
Пользователь – юр или физ лицо, заинтересованное в информации об организации.
В состав годовой отчетности включаются следующие документы – бухгалтерский баланс форма 1, отчет о прибылях и убытках форма 2, отчет об изменениях капитала форма 3, отчет о движении денежных средств форма 4, приложение к бух балансу форма 5, пояснительная записка, аудиторское заключение.
Аудиторское заключение в обязательном порядке включается в состав отчетности, если в соответствии с фед законами организация подлежит обязательному аудиту.
Объем информации содержащейся в отчетности должен обеспечивать ее – достоверность, полноту,  нейтральность, последовательность, сопоставимость.
Все формы бо заполняются в тыс руб без десятичных знаков, если организация имеет значительные активы и обороты, то в млн руб.
Организация предоставляет годовую отчетность в течение 90 дней по окончании года.
В тоже время годовая бо д.б. предоставлена с 1 по 30 марта (ПБУ 4\99 – бо не может быть предоставлена ранее 60 дней по окончании отчетного года).
Промежуточная отчетность – первый квартал, полугодие, девять месяцев.
Перечень пользователей, которым в обязательном порядке предоставляется бух отчетность – учредители, участники организации, собственники имущества, налоговые органы и органы госстатистики.

Экономика организации (предприятия)


Валентина Анатольевна Колоколова
Экзамен во 2 семестре (2 теоретических вопроса + задача) + 2 кр.
Курсовая – февраль.
Практика (38 часов).
Принципы функционирования рыночной экономики:
1)      Свобода выбора видов деятельности означает, что любой гражданин или группа лиц имеют право заниматься любым видом деятельности, который они считают интересным, целесообразным, прибыльным. Закон ограничивает те виды деятельности, которые угрожают здоровью и жизни населения. Для того чтобы деятельность была законной требуется государственная регистрация.
2)      Всеобщность рынка означает неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства.
3)      Равноправие предприятий означает, что в условиях рынка хозяйствующие субъекты с разными формами собственности наделены одинаковыми правами в плане функционирования, налогообложения.
4)      Договорность отношений означает, что все хозяйственные связи между субъектами регулируются с помощью заключенных между ними договоров. Дог. отн. повышает надежность функционирования рыночной экономики.
5)      Саморегулирование в условиях рынка в условиях рынка хозяйствующие субъекты самостоятельно решают вопросы открытия, реорганизации, закрытия, причем в результате свободы само закрытия избавляет экономику от неэффективных звеньев, что повышает уровень экономики.
6)      Принцип экономической самостоятельности проявляется в свободе хозяйствующих субъектов при распределении доходов после уплаты налогов.
7)      Принцип экономической ответственности означает, что хозяйствующие субъекты в условиях рынка несут ответственность по своим обязательствам принадлежащим им имуществом.
8)      Самофинансирование означает, что хозяйствующие субъекты покрывают текущие расходы и расходы по развитию за счет собственных средств.
9)      Принцип государственного регулирования. Рыночная экономика не может обойтись без государственного регулирования, которое проявляется через издание законов, нормативных актов, контроль за их соблюдением, а также через налогообложение (использование разных систем налогообложения – упрощенная, общая, санкции, льготы).
10)  Конкуренция – экономическая борьба производителей, продавцов за лучшие условия для своей деятельности и реализации товаров, услуг. Развитие конкуренции способствует повышению качества продукции, производству новых видов продукции, расширению рынков сбыта, снижение цен и наиболее полному удовлетворению потребностей общества.
11)  Принцип социальной защиты. Современная цивилизованная рыночная экономика предполагает выработку механизмов социальной защиты. В РФ сформированы государственные вне бюджетные фонды социального назначения: социальное страхование, ОМС, пенсионных фонд. Установка МРОТ один из видов социальной защиты.
12)  Принцип свободы ценообразования. Свободные рыночные цены формируются при взаимодействии спроса и предложения на рынке. Наряду со свободными рыночными ценами действуют и регулируемые государством цены.

Строительство, его особенности и роль в национальной экономике.
Строительство играет важную роль так как возводит:
А) производственные объекты (здания, сооружения, передаточные устройства) для всех других отраслей хозяйства
Б) объекты непроизводственного назначения (жилые дома, школы, поликлиники, магазины). Необходимы для удовлетворения потребностей населения в жилье, в социально-культурном и бытовом обслуживании.

Производственная основа строительства – строительная продукция, которая включает в себя 2 вида организаций – общестроительные и специализированные СМО, а также предприятия по производству строй материалов, деталей, конструкций.

Продукцией строительства являются подготовленные к сдаче и принятые в установленном законодательством порядке объекты нового строительства, а также объекты подвергшиеся расширению и реконструкции.
Расширение – увеличение размеров существующих зданий и сооружений, строительство новых корпусов и других сооружений для нужд уже существующего предприятия.
Реконструкция – внутреннее переустройство существующих зданий и сооружений.

Технико-экономические особенности строительства.
1)      особенности продукции (закреплена на местности, велика по размерам, многообразна и сложна, материало-капиталоемка, индивидуальна)
2)      особенности средств производства (постоянная смена рабочего места, средства производства вращаются вокруг возводимого объекта)
3)      длительный производственный цикл выпуска строительной продукции
4)      значительные накладные расходы на организацию строительства
5)      высока доля работ выполняемых вручную

Пути повышения эффективности производства
Эффективность = (результат)/(затраты)
1)      снижение себестоимости (сокращение затрат)
2)      снижение затрат ручного труда
3)      совершенствование управления и планирования, более четкая организация выполняемых работ
4)      внедрение передовых технологий, новых материалов, которые способствуют повышению производительности труда и повышению качества продукции

Способы выполнения строительно-монтажных работ.
1)      хозяйственный – выполнение строительных работ для собственных нужд предприятия собственными силами. Обычно применяется при небольших объемах не сложных работ
2)      подрядный – выполняется строительной организацией (подрядчиком) по договору с заказчиком. Заказчик обязан найти место под строительство, получить разрешение на строительство в местных органах самоуправления, согласовать с соответствующими эксплуатационными организациями, обеспечить подрядчика утвержденной проектно-сметной документацией, осуществлять надлежащий технический надзор, по окончании строительства сформировать приемочную комиссию и принять объект. Подрядчик обязан построить объект с надлежащим качеством в соответствии с проектно-сметной документацией и в установленные договором сроки.

Концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование как формы организации производства в строительстве.
Концентрация в строительстве – укрупнение строительной организации, а также строительных объектов (+ крупные строительные организации могут справиться с большим объемом работ, значительное сокращение накладных расходов связанных с перебазированием строительной организации с одного объекта на другой).
Специализация в строительстве имеет 2 формы:
1)      отраслевая – строительные организации возводят объекты определенного назначения для отдельных отраслей (с\х, жд, жилищное, промышленность)
2)      технологическая – специализированные строй организации, выполняют отдельные виды строительных работ (ЭМР, сантех монтаж) (+ повышается качество работ, производительность труда)
Комбинирование – организационное и техническое объединение в рамках одного предприятия различных производств. В рыночной экономике комбинирование осуществляется путем диверсификации капитала одной организации в другие виды деятельности (смежные).
(+ возможность удешевления строительства, возможность контроля качества всей технологической цепочки, сокращение сроков строительства)
Кооперирование – совместное участие разных фирм в строительстве одного объекта (+ повышение качества, сокращение сроков строительства).

Предприятия в условиях рыночной экономики.
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный одним или более лицами с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей общества в товарах, работе, услугах.

Как правило предприятия являются юридическим лицом.
Признаки юридического лица:
1)      наличие обособленного имущества, находящегося в собственности юридического лица (либо в его хоз ведении, либо в оперативном управлении)
2)      юр лица имеют право вступать в хоз отношения с другими юр лицами или физ лицами, а также защищать свои имущественные интересы в судах и других инстанциях и при этом выступать от своего имени
3)      юр лица должны пройти гос регистрацию, а в отдельных случаях иметь лицензию
4)      юр лица имеют свою печать, свой расчетный счет в банке и ведут самостоятельно бухгалтерский баланс

Классификация предприятий.
1)      в зависимости от формы собственности – государственные, частные, со смешанными формами собственности, совместные предприятия (соучредителями выступают представители разных стран)
2)      в зависимости от экономической цели – коммерческие, некоммерческие (социальные)
3)      в зависимости от объемов производства – крупные, средние, мелкие
4)      в зависимости от численности работников предприятия
5)      предприятия по отрасли – промышленные, с\х, общественного питания, транспорта, строительства
6)      в зависимости от организационно-правовой формы:
- хозяйственные товарищества и общества (АО, ООО, ОДО – общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество – товарищество на вере)
- государственные и муниципальные унитарные предприятия (на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления)
- производственные кооперативы (картели)

Организационно-правовые формы предприятий.
Хозяйственные товарищества и общества — коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов участников, а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом, находится в его собственности.

Полное товарищество — товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в складочный капитал, а всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность. Учредительные документы

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками и должен содержать следующие сведения:
-наименование полного товарищества;
-место его нахождения;
-порядок управления деятельностью товарищества;
-условия о размере и составе складочного капитала товарищества;
-условия о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале;
-условия о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов участниками;
-условия об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Участники полного товарищества
Участники полного товарищества называются полными товарищами и могут быть только индивидуальными предпринимателями и (или) коммерческими организациями. Количество участников не должно быть меньше двух.

Права участников
Участник полного товарищества вправе:
-участвовать в управлении делами товарищества;
-получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке;
-принимать участие в распределении прибыли;
-получать в случае ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;
-выйти из товарищества в любое время.

Обязанности участников
Участник полного товарищества обязан:
-внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации, остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором;
-при невыполнении обязанности по внесению своего вклада участник обязан уплатить товариществу десять процентов годовых с не внесённой части вклада и возместить причиненные убытки, если иные последствия не установлены учредительным договором;
-не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества;
-участвовать в деятельности товарищества в соответствии с условиями учредительного договора;
-воздержаться от совершения от своего имени и в своих интересах или в интересах третьих лиц сделок, однородных с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества.

Органы управления
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников.

Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.

Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.

При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.

Если ведение дел поручается одному или нескольким участникам, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел.

Складочный капитал
Минимальный и максимальный размеры складочного капитала не ограничены.

Порядок распределения прибыли
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках.

Если вследствие понесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера его складочного капитала, полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала.

Ответственность участников полного товарищества
Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество.

Участник выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.


Общество с дополнительной ответственностью — одна из организационно-правовых форм, предусмотренная законодательством Российской Федерации для коммерческих организаций. Учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Особенности
В целом на Общества с дополнительной ответственностью распространяются положения законодательства Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью за исключением предусмотренной для участников такого общества субсидиарной ответственности, которую они несут по обязательствам общества солидарно всем своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Таким образом, для участников обществ с дополнительной ответственностью не предусмотрено ограничение ответственности, которое предоставляется участникам (акционерам) иных форм хозяйствующих товариществ и обществ.

Фраза «… с дополнительной ответственностью» обязательно должна включаться в наименование организации, избравшей эту организационно-правовую форму.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Учредительные документы
Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор должен содержать следующие сведения:
наименование товарищества;
место его нахождения;
порядок управления деятельностью товарищества;
условия о размере и составе складочного капитала товарищества;
условия о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале;
условия о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов полными товарищами, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
условия о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Участники
Полными участниками товарищества на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Количество участников не должно быть меньше двух. Вкладчиками могут быть граждане, юридические лица, учреждения (если иное не установлено законом).

Права полных товарищей
Полный товарищ вправе:
участвовать в управлении делами товарищества;
получать информацию о деятельности товарищества;
принимать участие в распределении прибыли;
получать в случае ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимость;
в любое время выйти из товарищества.

Обязанности полных товарищей
Полный товарищ обязан:
вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;
не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества;
участвовать в деятельности товарищества в соответствии с условиями учредительного договора;
воздержаться от совершения от своего имени и в своих интересах или в интересах третьих лиц сделок, однородных с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества.

Права вкладчиков
Вкладчик в товариществе на вере вправе:
получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором;
знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества;
по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;
передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу.

Обязанности вкладчиков
Вкладчик обязан:
внести вклад в складочный капитал.

Органы управления

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

Высшим органом управления является собрание полных товарищей. На собрании каждый полный товарищ имеет один голос, если учредительным договором не установлено иное, а решения принимаются единогласно (если учредительным договором не установлено иное).

Каждый полный товарищ вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все полные товарищи ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел товарищества его полными товарищами для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.

Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества.

Складочный капитал
Минимальный и максимальный размер складочного капитала не ограничены.

Порядок распределения прибыли
Прибыль и убытки товарищества на вере распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках.

Если вследствие понесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера его складочного капитала, полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала.

Ответственность товарищества на вере
Товарищество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В случае недостаточности имущества общества кредитор вправе предъявить требование к любому полному товарищу или ко всем сразу для исполнения обязательства (субсидиарная ответственность).

Полный товарищ, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими полными товарищами по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество.

Полный товарищ, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.

Законодательная база

Положение полных товарищей, участвующих в товариществе на вере, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются правилами ГК РФ об участниках полного товарищества.
Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.
Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере.
Полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.
Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».
Если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным товарищем.